АСУ гостиничного ресторана

Без автоматизированной системы управления сегодня не обходится ни один приличный ресторан. О том, что представляют собой такие системы и как они облегчают жизнь отельерам, мы попросили рассказать  Галину Ретуеву, коммерческого директора ООО «КОМПАНИЯ ЮСИЭС».

Итак, какие возможности открывают современные системы автоматизации перед предприятиями общепита гостиницы?

Галина Ретуева, коммерческий директор ООО «КОМПАНИЯ ЮСИЭС»:

-    В наше время одним из ключевых становится вопрос интегрированного управления всеми сервисами средства размещения. Все новые отели, даже если их открывают разные управляющие компании, схожи в одном - практически в каждом есть два и более ресторана. Питание в гостинице - это стандарт в современной сфере услуг. В соответствии с российскими стандартами количество посадочных мест в ресторане при отеле должно составлять 70% объема номерного фонда. Многие гостиницы уровня две-три звезды ограничиваются одним рестораном на все случаи жизни и баром, работающим круглосуточно.

На первый взгляд гостиничным рестораном управлять проще, чем самостоятельным заведением, поскольку может показаться, что там всегда полно клиентов. По статистике, 70-100% постояльцев приходят на завтрак, 5-10% - на обед и 30- 50% - на ужин, и это при условии, что питание не включено в стоимость проживания. В отелях, ориентированных преимущественно на туристов, этот показатель и вовсе стремится к 100%. Очень важно, чтобы услуги, которые постояльцы получают в гостиничном ресторане, предоставлялись быстро и качественно, а результаты его работы отображались в разнообразных статистических и маркетинговых отчетах. Всё это возможно только при использовании специализированных учетных систем, тогда появляются дополнительные сервисные возможности по качественному обслуживанию гостей: закрытие счета ресторана на гостиничный номер, возможность создания единой платежной системы на территории объекта, использование единой дисконтной системы, контроль отпуска завтраков, обедов и ужинов, включенных в тариф проживания гостя.

Компания «ЮСИЭС» предлагает для гостиничных ресторанов программно-аппаратный комплекс R-Keeper V7, который работает в тесном взаимодействии с АСУ Shelter (система управления гостиницей), тоже созданной нашими специалистами. Помимо общепринятого функционала системы учета и управления в обособленном ресторане, этот комплекс дает возможности оплачивать ресторанный счет постояльца через единый гостиничный счет, который он получает при выезде (так называемая операция «закрытие на номер»), а также работы с разными электронными идентификаторами, используемыми в качестве электронных ключей номеров (применять, например, электронную карту-ключ в качестве индивидуального платежного средства, предоставлять гостям ресторана скидки, в том числе комбинированные, учитывать количество предоплаченных услуг, предположим, завтраки и т.д.). Взаимодействие ресторанной и гостиничных систем на уровне программирования - обмен данными между АСУ R-Keeper и АСУ Shelter - организовано именно таким образом: помогает внедрять в управление предприятием инновационные технологии, связанные с использованием других электронных систем гостиницы и ресторана.

На данный момент технологии автоматизации ресторанного бизнеса позволяют охватить все процессы, происходящие там, в частности, такие направления, как склад и сотрудничество с поставщиками; функционирование зала и кухни (печать марок с заказами и возможность появления уведомлений на станциях официантов о готовности определенного блюда); работа с клиентами (различные вариации схем лояльности: скидки, бонусы, баллы, любимые блюда клиента, дни рождения) работа с персоналом (учет рабочего времени, определение прав доступа, начисление ЗП, штрафов/премий); видеонаблюдение (привязка к событиям); финансовый модуль (различные финансовые отчеты).

Цель автоматизации - повысить эффективность управления рестораном, ускорить обслуживание, минимизировать количество возможных злоупотреблений, особенно воровства. Значительная доля успеха складывается из отличного сервиса и оперативной работы персонала. Внедрение АСУ помогает добиться высококачественного и быстрого обслуживания клиентов, избежать ошибок при оформлении заказа благодаря его обработке и передаче в автоматическом режиме, полностью контролировать все процессы с момента приема заказа до его исполнения, постоянно отслеживать финансовые результаты работы заведения.

Какие функции ресторанной АСУ наиболее востребованы?

По опыту внедрения систем автоматизации и мнению специалистов нашей компании наиболее востребованы следующие функции: «Принципы ценообразования», «Формы первичных документов», «Настройка перезаписи документов в бухгалтерский учет», «Инвентаризация / Переоценка», «План залов», «Ведение справочника технологических продуктов», «Рецептура», «Ведение меню», «Реализация изделий», «Списание продуктов», «Загрузка меню/прейскуранта в кассу», «Отчеты», «Текущее наличие (с учетом текущей смены) на торговых точках», «Ведение банкетов», «Актуальное наличие» (аналог «Текущего наличия») с возможностью разложить изделие на продукты и подсчетом по расходу, порций от расфасовок в наличии по выбранному подразделению».
Помимо набора стандартных функций - составления технологических и калькуляционных карт, складского учета, инвентаризации, формирования нескольких типов меню (для персонала, бизнес-ланч, банкетное), реализации товара в гостиничных точках общепита - появилась возможность составления карты «шведского стола»: расчет приготовления блюд на определенное число гостей и списание реализованных продуктов.

В пансионатах и санаториях, установив рабочее место диспетчера по питанию, можно составлять диетическое меню с учетом калорийности и содержания в блюде полезных веществ (жиры, белки, углеводы). С помощью системы внутреннего кредита/депозита гость может получить услуги ресторана, закрывая счет «на номер». Еще одна функция - заказ в номер.

По оценкам аналитиков, ресторан и сопутствующие услуги отеля могут приносить владельцу 30-50% выручки в целом. Однако есть ряд проблем, не позволяющих ему развиваться как высокодоходный бизнес, поэтому разработчики ищут новые пути повышения эффективности работы ресторана.

Например, гости редко знают, чем занимается то или иное подразделение гостиницы, а сотрудники отдела размещения часто понятия не имеют о предложениях службы питания. И здесь на первый план выходит информационная составляющая АСУ ресторана, которая в системе R-Keeper/Shelter представлена в полном объеме.

Там есть интерактивное меню ресторана, работающее вместе с гостиничным телевидением, и гость может сам бронировать места в ресторане, выбирать блюда; цифровые телефонные станции для реализации того же функционала с использованием робота-оператора, организация доставки заказа в номер. При наличии интернета вышеперечисленный функционал можно выводить на монитор обычного компьютера, а также на специализированные телевизионные терминалы в номерах.

Какое оборудование необходимо для полноценного функционирования АСУ гостиничного ресторана?

Это стандартный набор из кассовых терминалов, терминалов официантов, сервисных принтеров на кухне и в барах, как и в обычном ресторане. Небольшое отличие может быть связанно с тем, что в гостиничном ресторане расчет клиента осуществляется только через гостиничную систему управления при его выезде. В этом случае кассовые терминалы в ресторане могут работать не в фискальном режиме, а общий счет, включающий в себя и питание, гость оплачивает у стойки портье при выезде. Как правило, разовые расчеты постояльцы дорогих отелей производят банковскими картами, поэтому в ресторанной системе R-Keeper предусмотрены в качестве терминалов авторизации этих карт специализированные мобильные устройства, позволяющие провести платеж в присутствии гостя.

Кроме того, R-Keeper работает с электронным меню, выполненным на базе планшетного компьютера IPAD

Выбор оборудования зависит от задач, которые решаются при автоматизации предприятия, рабочих условий и финансовых возможностей клиента. Появление POS-оборудования для автоматизации ресторанов, особенно предприятий фаст-фуда, связано с тем, что оно используется в специфических условиях: высокая влажность, перепады температуры, наличие жиров. Для работы в самых жестких условиях мы предлагаем оборудование компании Panasonic. Новая модель JS-925WS спроектирована на базе Intel Atom N270. Благодаря отсутствию вентилятора пыль и влага не попадают внутрь станции, что повышает надежность работы. Если клиент хочет разместить оборудование на ограниченном пространстве, тогда лучше приобрести сенсорный моноблок «всё в одном» SPARK-ТТ-5010 компании Protech Systems. Её продукция отличается отличным качеством, высокой производительностью, инновациями. Особенность SPARK-ТТ-5010 в том, что периферийные устройства - чековый принтер, считыватель магнитных карт и дисплей покупателя - встроены в корпус моноблока, что позволяет компактно разместить его на рабочем месте, упрощает установку и предотвращает повреждение соединяющих кабелей.

Оптимальный набор оборудования должен состоять из следующих позиций: сервер; рабочее место бухгалтера-калькулятора (либо любое дополнительное место бэк-офиса); рабочее место официанта - моноблок на каждую точку официанта плюс чековый принтер для пред.чеков; рабочее место администратора - моноблок, фискальный регистратор, денежный ящик. Можно поставить и кухонный принтер для каждого цеха (холодный, горячий).
 

ВЫ ЗДЕСЬ: Автоматизация бизнеса Гостиницы АСУ гостиничного ресторана

Обзоры и аналитика